8 800 200-60-68
телефон контакт-центра круглосуточно бесплатно

Маркетинг и информирование общества

Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц за первое полугодие 2022 года

Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц за первое полугодие 2022 года

В целях совершенствования единых подходов к проведению социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц, ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса совместно со страховыми медицинскими организациями ежегодно проводит анкетирование застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации приказа Федерального фонда ОМС от 11.06.2015 №103.

Цель анкетирования - сбор социологических данных об удовлетворенности застрахованных доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой по территориальным программам ОМС в Кемеровской области-Кузбассе, а также информированности населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.

Анкетирование проводится по двухуровневой системе мониторинга показателей удовлетворенности и информированности.

Первый уровень - сбор оперативной информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи. Осуществляется за счет проведения ежеквартальных социологических опросов по специальным анкетам, содержащим минимальный перечень наиболее значимых показателей.

Второй уровень - сбор развернутой информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи, а также информированности о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи, исследования уровня информированности застрахованных о своих правах при получении медицинской помощи. Рекомендуемая периодичность проведения в плановом порядке - один раз в год.

Удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой населению в рамках программ ОМС оценивалось с помощью индикаторов, применимых ко всем показателям удовлетворенности:

- "низкий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 0 - 25%;

- "удовлетворительный уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 25 - 50%;

- "средний уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 50 - 75%;

- "высокий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 75 - 100%.

В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 18.01.2022 № 14 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2022 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» в первом полугодии 2022 года было запланировано провести анкетирование 1-го уровня среди 1 040 респондентов в 20 медицинских организациях и 2-го уровня среди 1 368 респондентов в 17 медицинских организациях.

Результаты проведенного социологического опроса сформированы по 37 медицинским организациям и 2 408 респондентам, в том числе, в период получения застрахованными лицами стационарной помощи – 840 чел. (34,9%), медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 576 чел. (23,9%) и при обращении за медицинской помощью в амбулаторно – поликлинические учреждения – 992 чел. (41,2%).

В половозрастной разбивке опрошено в первом полугодии 2022 года:

- мужчины 18 - 59 лет – 480 чел. (19,9%)

- мужчины 60 лет и старше -478 чел. (19,9%)

- женщины 18 - 54 года – 480 чел. (19,9%)

- женщины 55 лет и старше – 478 чел. (19,9%)

- дети от 0 до14 лет – 248 чел. (10,3%)

- дети от 14 до 18 лет- 244 чел. (10,1%)

В разрезе территорий количество опрошенных респондентов выглядит следующим образом:

- территории, закрепленные за ТФОМС – 1 312 респондента (54,5%);

- Новокузнецкий филиал ТФОМС – 696 респондентов (28,9%);

- Прокопьевский филиал ТФОМС – 400 респондента (16,6%).

Результаты анкетирования

Уровень удовлетворенности доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи по Кузбассу в первом полугодии 2022

Средняя оценка удовлетворенности доступностью и качеством

получаемой медицинской помощи по Кузбассу в 1 полугодии 2022 года составила:

90,82%

в том числе получаемой:

в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 88,39 %

в дневном стационаре - 92,0 %

в круглосуточном стационаре - 91,9 %

Для сравнения:

Средняя оценка удовлетворенности доступностью и качеством

получаемой медицинской помощи по Кузбассу в 1 полугодии 2021 года составила

85,6 %

в том числе получаемой:

в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 78,8 %

в дневном стационаре - 96,0 %

в круглосуточном стационаре - 90,9 %

Наименьший процент удовлетворенности в 1 полугодии 2022 года зафиксирован в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 76,68%

- ГБУЗ «Яшкинская районная больница им. Л.Г. Ворочевой» - 62,89%

Показатели, характеризующие доступность и качество медицинской помощи

  1. Удовлетворенность комфортностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 91 %

Из 6 оцениваемых характеристик по указанному показателю наименьший уровень получили следующие характеристики:

  • помещение - 87%
  • качество питания в стационарах - 89 %

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 58%

- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 66 %

Согласно оценки с применением индикатора данный показатель соответствует высокому уровню удовлетворенности.

  1. Удовлетворенность режимом работы медицинской организации оценена респондентами в среднем на 92 %

Оценивалась организация работы регистратуры - процент удовлетворенности составил 92%

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

- ГАУЗ «Кемеровская городская клиническая больница №4» - 71 %

- ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 63%

  1. Удовлетворенность временными затратами пациентов при получении медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 87 %

Из 4 оцениваемых характеристик по указанному показателю, наименьшая оценка следующая:

  • длительность ожидания плановой госпитализации – 83%

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложилась в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 67%

- ГБУЗ «Междуреченская городская больница» 66%

  1. Удовлетворенность спектром медицинских услуг, предоставляемых медицинской организацией, оценена респондентами в среднем на 91%

Из 6 оцениваемых характеристик по указанному показателю, наименьшая удовлетворенность следующая:

  • доступность необходимых лабораторных исследований -88 %
  • доступность диагностических исследований (ЭКГ, УЗИ и т.д.) – 86%

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 76%

- ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 69%

  1. Удовлетворенность материально-технической обеспеченностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 84 %

Оценивалась:

  • обеспеченность медикаментами, инструментами и инвентарем – 89%
  • обеспеченность современным медицинским оборудованием - 80 %

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 50 %

- «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 51%

- ГБУЗ «Топкинская районная больница» - 63%

  1. Удовлетворенность своевременным предоставлением медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 88 %

Оценивалась:

  • Своевременность терапевтической помощи – 92%
  • Своевременность помощи врача-специалиста – 84%

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

- «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 58%

  1. Удовлетворенность межличностными отношениями в системе "медицинский работник - пациент" оценена на 97%
  1. Удовлетворенность квалификацией медицинских работников - на 92%.

Информированность респондентов о правах в сфере ОМС по Кузбассу в первом полугодии 2022 года

Представленной анкетой изучалась информированность населения о правах застрахованных граждан в сфере ОМС.

В целом по области информированность респондентов о правах в сфере ОМС оценена на 88%.

Наименьший уровень знаний респонденты показали по следующим характеристикам:

  • получение бесплатной мед. помощи за пределами региона –79 %
  • получение бесплатной восстановительной помощи и реабилитации – 80%

В 2021 году эти 2 показателя также набрали наименьший процент осведомленности.

Наименьший уровень знаний по указанным правам показали респонденты в следующих медицинских организациях:

- ГБУЗ "Беловская районная больница"-74%

- ГАУЗ "Ленинск-Кузнецкая районная больница" -76%

Анализ информированности застрахованных лиц о правах в сфере ОМС в разрезе территорий представлен следующим образом:

- ТФ ОМС - 89,3%

- НФ ТФОМС - 89,0%

- ПФ ТФОМС - 83,7%

Наименьший процент информированности населения о правах застрахованных граждан в сфере ОМС отмечается на территории, подведомственной Прокопьевскому филиалу.

Выводы:

  1. В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 18.01.2022 № 14 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2022 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» специалистами ТФОМС и СМО проведено анкетирование застрахованных граждан в первом полугодии 2022 с использованием анкет 1,2 уровня (2 408 респондентов).
  1. По результатам опросов проанализированы критерии, характеризующие доступность и качество медицинской помощи и показатели, характеризующие уровень информированности застрахованных граждан об их правах в системе обязательного медицинского страхования.
  1. По критериям, характеризующим доступность и качество медицинской помощи, наименьший удельный вес удовлетворенных респондентов отмечен по медицинским организациям: ГБУЗ «Березовская городская больница», ГБУЗ «Яшкинская районная больница им. Л.Г. Ворачевой».
  1. По критериям, характеризующим информированность населения о правах, застрахованных в сфере ОМС, наименьший уровень знаний отмечен в ГБУЗ «Беловская районная больница», ГАУЗ «Ленинск-Кузнецкая районная больница».
  2. По результатам социологического опроса, проведенного в первом полугодии 2022 года, удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи составляет свыше 75% по всем показателям. Используя шкалу индикаторов показателей, можно сделать вывод о высоком уровне удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой населению в рамках территориальной программы ОМС в Кемеровской области - Кузбассе.

Подготовила:

Начальник отдела организации ОМС

Новокузнецкого филиала ТФОМС Н. А. Петрова