Маркетинг и информирование общества
Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц в 2021 году
Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц в 2021 году
В целях совершенствования единых подходов к проведению социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц, ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса совместно со страховыми медицинскими организациями ежегодно проводит анкетирование застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации приказа Федерального фонда ОМС от 11.06.2015 №103.
Цель анкетирования - сбор социологических данных об удовлетворенности застрахованных доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой по территориальным программам ОМС в Кемеровской области-Кузбассе, а также информированности населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.
Анкетирование проводится по двухуровневой системе мониторинга показателей удовлетворенности и информированности.
Первый уровень - сбор оперативной информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи. Осуществляется за счет проведения ежеквартальных социологических опросов по специальным анкетам, содержащим минимальный перечень наиболее значимых показателей.
Второй уровень - сбор развернутой информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи, а также информированности о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи, исследования уровня информированности застрахованных о своих правах при получении медицинской помощи. Рекомендуемая периодичность проведения в плановом порядке - один раз в год.
Удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой населению в рамках программ ОМС оценивалось с помощью индикаторов, применимых ко всем показателям удовлетворенности:
- "низкий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 0 - 25%;
- "удовлетворительный уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 25 - 50%;
- "средний уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 50 - 75%;
- "высокий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 75 - 100%.
В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 16.04.2021 № 113 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2021 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» в 2021 года было запланировано провести анкетирование 1-го уровня среди 3 572 респондентов в 58 медицинских организациях и 2-го уровня среди 1192 респондентов в 12 медицинских организациях.
Результаты проведенного социологического опроса сформированы по 70 медицинским организациям и 4 764 респондентам, в том числе, в период получения застрахованными лицами стационарной помощи – 1 652 чел. (35%), медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 1 204 чел. (25%) и при обращении за медицинской помощью в амбулаторно – поликлинические учреждения – 1 908 чел. (40%).
В половозрастной разбивке опрошено в 2021 году:
- мужчины 18 - 59 лет – 940 чел. (20%)
- мужчины 60 лет и старше -938 чел. (20%)
- женщины 18 - 54 года – 940 чел. (20%)
- женщины 55 лет и старше – 938 чел. (20%)
- дети от 0 до14 лет – 506 чел. (10%)
- дети от 14 до 18 лет- 502 чел. (10%)
В разрезе территорий количество опрошенных респондентов выглядит следующим образом:
- территории, закрепленные за ТФОМС – 2 656 респондента (56%);
- Новокузнецкий филиал ТФОМС – 1 180 респондентов (25%);
- Прокопьевский филиал ТФОМС – 928 респондента (19%).
Результаты анкетирования
Уровень удовлетворенности доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи по Кузбассу в 2021
Представленной анкетой изучалась удовлетворенность доступностью и качеством бесплатной медицинской.
Средняя оценка уровня удовлетворенности доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи по Кузбассу в 2021 года составила 87,3 %, в том числе получаемой:
- в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 82,2 %
- в дневном стационаре - 91,4 %
- в круглосуточном стационаре - 91,1 %
Для сравнения:
Средняя оценка удовлетворенности доступностью и качеством получаемой медицинской помощи по Кузбассу в 2019 году составила 85,1 %, в том числе, получаемой:
- в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 87,5 %
- в дневном стационаре - 95,3 %
- в круглосуточном стационаре - 91,6 %
Не приведены для сравнения результаты 2020 года, так как соцопрос проведен не в полном объеме.
Наименьший процент удовлетворенности в 2021 году зафиксирован в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Березовская городская больница» – 73,49%
- ГАУЗ «Яйская городская больница – 70,89%
- ГБУЗ НГКИБ им. В.В. Бессоненко» - 66,7%
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница – 63,03%
Показатели, характеризующие доступность и качество медицинской помощи
- Удовлетворенность комфортностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 89 %
Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Беловская районная больница» - 67 %
- ГАУЗ «Яйская районная больница» -67%
- ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 71%
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница» -73%
- Удовлетворенность режимом работы медицинской организации оценена респондентами в среднем на 88 %
Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 47 %
- ГБУЗ «Тисульская районная больница имени А.П. Петренко» - 63 %
- ГАУЗ «Яйская районная больница» -63%
- ГБУЗ «Мысковская городская больница» - 69%
- Удовлетворенность временными затратами пациентов при получении медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 83 %
Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко» - 58%
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 48 %
- ГБУЗ «Мысковская городская больница» - 61%
- ГАУЗ «Яйская районная больница» - 61%
- Удовлетворенность спектром медицинских услуг, предоставляемых медицинской организацией, оценена респондентами в среднем на 86 %
Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:
- ГАУЗ «Киселевская стоматологическая поликлиника» - 50 %
- ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко» - 63%
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 64%
- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 69 %
- Удовлетворенность материально-технической обеспеченностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 82 %
Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Березовская городская больница» - 54 %
- ГБУЗ «Киселевская городская больница» - 54%
- ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» - 54%
- ГБУЗ «Крапивинская районная больница» - 57%
- Удовлетворенность своевременным предоставлением медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 81,5%
Оценивалось:
- своевременность терапевтической помощи – 87%
- своевременность помощи врача-специалиста – 76%
Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Междуреченская городская больница – 36%
- ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» - 57%
- ГАУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1 имени Г.П. Курбатова» - 63%
- Удовлетворенность межличностными отношениями в системе "медицинский работник - пациент" оценена на 95%
- Удовлетворенность квалификацией медицинских работников - на 86%.
Информированность респондентов о правах в сфере ОМС по Кузбассу в 2021 году
Представленной анкетой изучалась информированность населения о правах, застрахованных в сфере ОМС.
В целом по области информированность респондентов о правах в сфере ОМС оценена на 87 %.
Наименьший уровень знаний респонденты показали по следующим показателям:
- получение бесплатной мед. помощи за пределами региона –77 %
- получение бесплатной восстановительной помощи и реабилитации – 82%
- выбор врача – 86 %
- выбор медицинской организации – 87 %
В 2019 году первые 2 показателя тоже набрали наименьший % осведомленности.
Наименьший уровень знаний по указанным характеристикам показали респонденты в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ «Чебулинская районная больница» - 77 %
- ГАУЗ «Промышленновская районная больница» - 79 %
Выводы:
- В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 16.04.2021 № 113 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2021 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» специалистами ТФОМС и СМО проведено анкетирование застрахованных граждан в 2021 с использованием анкет 1,2 уровня (4 764 респондента).
- По результатам опросов проанализированы критерии, характеризующие доступность и качество медицинской помощи и показатели, характеризующие уровень информированности застрахованных граждан об их правах в системе ОМС.
- По критериям, характеризующим доступность и качество медицинской помощи, наименьший удельный вес удовлетворенных респондентов отмечен по медицинским организациям: ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко», ГБУЗ «Междуреченская городская больница», ГБУЗ «Беловская районная больница», ГАУЗ «Яйская районная больница», ГАУЗ «Прокопьевская городская больница».
- По критериям, характеризующим информированность населения о правах, застрахованных в сфере ОМС, наименьший уровень знаний отмечен в ГБУЗ «Чебулинская районная больница» и ГАУЗ «Промышленновская районная больница».
Начальник Отдела Организации ОМС Н. А. Петрова
«СОГЛАСОВАНО»:
Начальник УООМС О.Г. Хакимова