8 800 200-60-68
телефон контакт-центра круглосуточно бесплатно

Маркетинг и информирование общества

Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц в 2021 году

Аналитическая информация по результатам социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц в 2021 году

В целях совершенствования единых подходов к проведению социологических опросов в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечения реализации прав застрахованных лиц, ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса совместно со страховыми медицинскими организациями ежегодно проводит анкетирование застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации приказа Федерального фонда ОМС от 11.06.2015 №103.

Цель анкетирования - сбор социологических данных об удовлетворенности застрахованных доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой по территориальным программам ОМС в Кемеровской области-Кузбассе, а также информированности населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.

Анкетирование проводится по двухуровневой системе мониторинга показателей удовлетворенности и информированности.

Первый уровень - сбор оперативной информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи. Осуществляется за счет проведения ежеквартальных социологических опросов по специальным анкетам, содержащим минимальный перечень наиболее значимых показателей.

Второй уровень - сбор развернутой информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи, а также информированности о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи, исследования уровня информированности застрахованных о своих правах при получении медицинской помощи. Рекомендуемая периодичность проведения в плановом порядке - один раз в год.

Удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой населению в рамках программ ОМС оценивалось с помощью индикаторов, применимых ко всем показателям удовлетворенности:

- "низкий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 0 - 25%;

- "удовлетворительный уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 25 - 50%;

- "средний уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 50 - 75%;

- "высокий уровень" - удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" в диапазоне 75 - 100%.

В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 16.04.2021 № 113 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2021 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» в 2021 года было запланировано провести анкетирование 1-го уровня среди 3 572 респондентов в 58 медицинских организациях и 2-го уровня среди 1192 респондентов в 12 медицинских организациях.

Результаты проведенного социологического опроса сформированы по 70 медицинским организациям и 4 764 респондентам, в том числе, в период получения застрахованными лицами стационарной помощи – 1 652 чел. (35%), медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 1 204 чел. (25%) и при обращении за медицинской помощью в амбулаторно – поликлинические учреждения – 1 908 чел. (40%).

В половозрастной разбивке опрошено в 2021 году:

  • мужчины 18 - 59 лет – 940 чел. (20%)
  • мужчины 60 лет и старше -938 чел. (20%)
  • женщины 18 - 54 года – 940 чел. (20%)
  • женщины 55 лет и старше – 938 чел. (20%)
  • дети от 0 до14 лет – 506 чел. (10%)
  • дети от 14 до 18 лет- 502 чел. (10%)

В разрезе территорий количество опрошенных респондентов выглядит следующим образом:

- территории, закрепленные за ТФОМС – 2 656 респондента (56%);

- Новокузнецкий филиал ТФОМС – 1 180 респондентов (25%);

- Прокопьевский филиал ТФОМС – 928 респондента (19%).

Результаты анкетирования

Уровень удовлетворенности доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи по Кузбассу в 2021

Представленной анкетой изучалась удовлетворенность доступностью и качеством бесплатной медицинской.

Средняя оценка уровня удовлетворенности доступностью и качеством бесплатной медицинской помощи по Кузбассу в 2021 года составила 87,3 %, в том числе получаемой:

  • в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 82,2 %
  • в дневном стационаре - 91,4 %
  • в круглосуточном стационаре - 91,1 %

Для сравнения:

Средняя оценка удовлетворенности доступностью и качеством получаемой медицинской помощи по Кузбассу в 2019 году составила 85,1 %, в том числе, получаемой:

  • в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 87,5 %
  • в дневном стационаре - 95,3 %
  • в круглосуточном стационаре - 91,6 %

Не приведены для сравнения результаты 2020 года, так как соцопрос проведен не в полном объеме.

Наименьший процент удовлетворенности в 2021 году зафиксирован в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Березовская городская больница» – 73,49%
  • ГАУЗ «Яйская городская больница – 70,89%
  • ГБУЗ НГКИБ им. В.В. Бессоненко» - 66,7%
  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница – 63,03%

Показатели, характеризующие доступность и качество медицинской помощи

  1. Удовлетворенность комфортностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 89 %

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложилось в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Беловская районная больница» - 67 %
  • ГАУЗ «Яйская районная больница» -67%
  • ГБУЗ «Яшкинская районная больница имени Л.Г. Ворачевой» - 71%
  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница» -73%
  1. Удовлетворенность режимом работы медицинской организации оценена респондентами в среднем на 88 %

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 47 %
  • ГБУЗ «Тисульская районная больница имени А.П. Петренко» - 63 %
  • ГАУЗ «Яйская районная больница» -63%
  • ГБУЗ «Мысковская городская больница» - 69%
  1. Удовлетворенность временными затратами пациентов при получении медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 83 %

Мнение пациентов по указанным характеристикам с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко» - 58%
  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 48 %
  • ГБУЗ «Мысковская городская больница» - 61%
  • ГАУЗ «Яйская районная больница» - 61%
  1. Удовлетворенность спектром медицинских услуг, предоставляемых медицинской организацией, оценена респондентами в среднем на 86 %

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:

  • ГАУЗ «Киселевская стоматологическая поликлиника» - 50 %
  • ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко» - 63%
  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница» - 64%
  • ГБУЗ «Березовская городская больница» - 69 %
  1. Удовлетворенность материально-технической обеспеченностью медицинской организации оценена респондентами в среднем на 82 %

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Березовская городская больница» - 54 %
  • ГБУЗ «Киселевская городская больница» - 54%
  • ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» - 54%
  • ГБУЗ «Крапивинская районная больница» - 57%
  1. Удовлетворенность своевременным предоставлением медицинской помощи оценена респондентами в среднем на 81,5%

Оценивалось:

  • своевременность терапевтической помощи – 87%
  • своевременность помощи врача-специалиста – 76%

Мнение пациентов по указанному показателю с наименьшим процентом удовлетворенности сложились в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Междуреченская городская больница – 36%
  • ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» - 57%
  • ГАУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1 имени Г.П. Курбатова» - 63%
  1. Удовлетворенность межличностными отношениями в системе "медицинский работник - пациент" оценена на 95%
  1. Удовлетворенность квалификацией медицинских работников - на 86%.

Информированность респондентов о правах в сфере ОМС по Кузбассу в 2021 году

Представленной анкетой изучалась информированность населения о правах, застрахованных в сфере ОМС.

В целом по области информированность респондентов о правах в сфере ОМС оценена на 87 %.

Наименьший уровень знаний респонденты показали по следующим показателям:

  • получение бесплатной мед. помощи за пределами региона –77 %
  • получение бесплатной восстановительной помощи и реабилитации – 82%
  • выбор врача – 86 %
  • выбор медицинской организации – 87 %

В 2019 году первые 2 показателя тоже набрали наименьший % осведомленности.

Наименьший уровень знаний по указанным характеристикам показали респонденты в следующих медицинских организациях:

  • ГБУЗ «Чебулинская районная больница» - 77 %
  • ГАУЗ «Промышленновская районная больница» - 79 %

Выводы:

  1. В соответствии с приказом ТФОМС Кемеровской области от 16.04.2021 № 113 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных в 2021 году согласно приказу ФОМС от 11.06.2015 №103» специалистами ТФОМС и СМО проведено анкетирование застрахованных граждан в 2021 с использованием анкет 1,2 уровня (4 764 респондента).
  2. По результатам опросов проанализированы критерии, характеризующие доступность и качество медицинской помощи и показатели, характеризующие уровень информированности застрахованных граждан об их правах в системе ОМС.
  3. По критериям, характеризующим доступность и качество медицинской помощи, наименьший удельный вес удовлетворенных респондентов отмечен по медицинским организациям: ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая инфекционная больница имени В. В. Бессоненко», ГБУЗ «Междуреченская городская больница», ГБУЗ «Беловская районная больница», ГАУЗ «Яйская районная больница», ГАУЗ «Прокопьевская городская больница».
  4. По критериям, характеризующим информированность населения о правах, застрахованных в сфере ОМС, наименьший уровень знаний отмечен в ГБУЗ «Чебулинская районная больница» и ГАУЗ «Промышленновская районная больница».

Начальник Отдела Организации ОМС Н. А. Петрова

«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник УООМС О.Г. Хакимова